Китай

Тема очень обширная, в сложившихся реалиях Россия связана с Китаем не то что толстой веревкой - стальным канатом. Именно поэтому нужно как можно внимательнее присмотреться к нашему соседу, отбросить все наносное, все те страшилки, которыми нас пугают россиянские СМИ и представлять себе картинку в целом, а не отдельными кусочками.

Мое знакомство с Китаем началось с Чжун Юань Цигун или просто - Цигун.

Цигун - это духовная практика, что-то типа йоги, выбор между йогой и цигуном был случайным, вернее его совсем не было. Моя жена со своей сестрой очень любят усложнять себе жизнь и мотаются по разным таким мероприятиям. Было время они напару увлеклись этим самым цигуном, но со временем - остыли и забросили, а по ходу дела успели затащить туда и меня. Они ушли, а я по сти остался, без фанатизма, но отношусь к этому очень серьезно ! Вообще  к подобным вещам, к тому что что-то "духовное" приходит к нам с Востока, в частности из Китая или из Индии, я отношусь спокойно и положительно. На мой взгляд все эти "тайные знания" совершив круг через Индию и Китай просто возвращаются к своим хозяевам-создателям. По ходу своего "путешествия" эти знания стали часть других культур, были развиты, слегка трансформированы, углублены и отшлифованы, очищены от всего чуждого. Спасибо индийцам и китайцам, что сберегли, расширили и углубили ! Мы с радостью примем все назад !

Но, собственно - цигун, как я туда попал !
Сюи Минтан - мастер Цигун

Покакой-то прихоти судьбы к нам в город приезжал сам Сюи Минтан, не поленился, полазил по интернету и убедился, таки - да ! Таки авторитет ! И надо же такому случиться, что бы Сюи Минтан проводил семинар по 1-й ступени, то бишь для новичков. Явление невероятное и если уж начинать, то под началом мастера, а Сюи Минтан - признанный мастер. Пока ориентируюсь на мнение других, лично пообщаться и уж тем более попасть в его личные ученики судьба не сподобила. Но да ладно, какие наши годы !

В довольно большом и пафосном зале, некогда принадлежавшего какому-то оборонному предприятию ДК собралось человек семьсот, но зал был заполнен не более чем наполовину. Семинар был платный, но совсем не обременительный по цене.
Жена, естественно пробралась в первые ряды, я - в последние. Поначалу было немного неуютно и даже не по себе. Сюи Минтан много говорил, но вот перевод, я так понимаю, получался "двойным",  он мыслит-то по-китайски, но говорит по-английски, а какая-то девица третьекурсница из иняза переводила это на русский. Фразы получались какие-то то ли квадратные, то ли вообще - треугольные, но никак не округлые. Из за чего все это выглядело несколько комично и за мыслью мастера было непросто уследить, иногда раздавался молодецкий храп, это кто-то не выдержав впадал в забитье, потому всю теоретическую часть я пропустил, прогулял, сославшись на занятость, а вот на практическую часть - пришел, и, как оказалось, совсем не зря.

Именно на практических занятиях я и получил то "доказательство", которое заставило меня отнестись к происходящему несколько серьезнее !

С теорией я познакомился заранее и только потому, что не нашел там ничего такого, что говорило бы о секте и потому из чистого  любопытства согласился познакомиться поближе с Цигун.

Теперь о том, что же меня, не могу сказать шокировало, но мягко говоря слегка удивило и убедило в том, что не только сам по себе Цигун не пустышка, но и все эти "восточные практики" имеют под собой какую-то основу, и это далеко не шутки ! Все более чем серьезно !

Ну хорошо, на практической части семинара ну встали, ну повертели головой, ну помахали ручками, ну встали все в не очень удобную позу, называемую у них - "Большое дерево", ну сосредоточились, и тут...

Ощущение было настолько явственным, что отмахнуться от него не получалось, осталось только констатировать тот факт, что мои ладони "превратились" в два магнита, которые не только притягиваются, но отталкиваются в полном соотверствии с моими движениями рук. Что-то невидимое и упругое появилось у меня между ладоней. Я открыл гдаза и пытался рассмотреть, что же это за хрень такая вдруг появилась, но ничего не увидел, между ладоней был тривальный воздух, а если закрыть глаза, то между ладоней - упругий шар ! Как ребенок я все сорок минут баловался этим шариком. Ощущения были настолько новыми, что именно удивили меня, как будто в давно знакомой комнате обнаружилась еще одна дверь, а за ней неизученное протранство, условно назовем его - садом.

На этом я решил приостановить свои занятия и смотался раньше времени. Вот хрен его знает что это такое, массовое зомбирование или что-нибудь подобное, уйду-ка я от греха подальше ! Но с этим то-то надо было делать! Вот оно есть или мне показалось ? Мой скептицизм общеизвестен и я выдержал паузу длинной в месяц и повторил все то же самое дома. Все повторилось, в моих руках был упругий шарик, вот хоть тресни, а он был ! Тогда пришлось повнимательнее перечитать "теорию", и таки да, он таки должен там быть и это вот это, называется так-то, представляет собой то-то и т.д

Проаализировав произошедшее пришлось отбросить версию гипноза и согласиться с тем, что это -  явление объективного порядка ! А раз так, то и все что написано в этой, излагающей "теорию" книжке должно рано или поздно подтвердиться !

Заманчиво было с головой ринуться в эти новые, для меня - неизвелданные, края, благо путеводитель лежал передо мной, но я здраво рассудил, что до конца я этот путь уже не успею пройти, а разницы, прошел ли я половину илиодну треть - никакой ! Потому на данном этапе это знание я положил в некую копилку и намерен со временем вернуться к изучению этого феномена.

В перерыве набрался наглости и подошел к Мастеру, оказалось, что я такой далеко не один, и все же взял у него автограф, вернее даже два, один вот


что значит эта загогулина никто не  смог мне объяснить, может это вообще - ругательство, про второй автограф в книжке по второй ступени я даж не заикаюсь, там что-то витиеватое и размашистое, в смысле написания, а что это значит - так же - не знаю :)

Но это все мое - личное, теперь о Китае.

Как человек, как минимум - начитанный, я кое-что слышал и о Тибете и о Конфуции и т.д. и т.д., но теперь я увидел это с немного другой стороны и, соответственно, переосмысливал все, что знал ранее через призму того, что я узнал в Цигун. Мир стал проще и понятнее !

Китай - это, собственно не только Китай в моем понимании, в моем понимании Китай, Тибет и Индия слились во что-то единое, пусть и в чем-то различное, но связанное чем-то главным.

Будем считать, что я дал общее понятие о неком нетривиальном "инструменте" фундаментального анализа, далее перейдем к делам насущным !

а теперь посмотрим, как нам дружить с Китаем, с Европой нам не по-пути, а вот как быть с Китаем.

Развилка

как мне кажется, человечество в своем развитии подошло к очень важной развилке. Перед нами всеми встал вопрос, как жить дальше. Система "профита" или "экономика ссудного процента" досрочно исчерпали себя. Те, кого Делягин называет "Новыми кочевниками" и "Глобальными управляющими структурами" настолько увлеклись извлечением прибыли, что в общем-то здравую и здоровую экономическую систему довели до краха. Боливара - загнали и он при смерти !

Дефолт по долгам - единственный способ реформировать и продлить жизнь этой системы, но долго ли она протянет после краха и переживет ли она дефолт, не окажемся ли мы в пещерах ? Дефолт будет не только по долгам, но это будет дефолт самой идеи "профита", но если не "профит", то куда, в какую сторону, двигаться дальше, не совсем понятно.

В принципе человечество выработало только две идеи самоорганизации, условно - "казарма" и "монастырь".

Казарма в самом мягком виде - современная Америка и весь западный мир, монастырь условно Китай, хотя какой он монастырь, но элементы этого мироустройства там присутствуют. Скажем так - Китай - это идея нового миропорядка.

С идеей казармы мы, я думаю, подробно ознакомились с возвращением капитализма в Россию, а вот идею монастыря, которую худо-бедно до Китая пытался реализовать СССР, застали немногие, но общее представление, даже по тем ругательным статьям про "совок" имеют все.

Сразу оговорюсь, что рассматривать христианскую идею как основу монастыря и РПЦ как пример нет смысла. Нет смысла прежде всего потому, что само по себе христианство, католичество в меньшей степени, православие - в большей степени, это некоторый "обрубок" иудаизма со всеми вытекающими отсюда последствиями. Я ничего не имею против евреев и против их веры, хотят так верить - пусть верят, но христианство в силу своей фрагментарности не может быть "инструментом познания мира".

Основная идея христианства изложена в "Нагорной проповеди", и если оттуда убрать имена и географические названия, то мы получим чистой воды буддистский трактат, не самого лучшего качества, но строго укладывающийся в каноны по своей идее. Дальнейшее развитие и практическое применение этой религии полностью ее дискредитировало, и теперь мы можем сказать, что это была тупиковая ветвь развития.

Но идея монастыря прежде всего как духовного центра - не христианское изобретение. Предлагаю взять этот термин, как наиболее полно отражающий суть альтернативы казарме. Эту идею неоднократно озвучивали и разрабатывали лучшие умы человечества, широкому кругу она известна под именем "Утопия". Каждый раз человечество в точке бифуркации делало выбор в пользу казармы. Думаю просто потому что не было никаких условий для выбора в пользу монастыря. А вот теперь, как мне кажется, они созрели.

Они созрели хотя бы в силу того, что альтернативный выбор - казарма, в любом виде подразумевает уничтожение большей части человечества с совершенно неясными последствиями. Дальнейшее развитие идеи казармы прежде всего натолкнется на необходимость уничтожения "среднего класса" в наиболее развитых странах и запредельной дифференциации общества на "элиту" и "рабов". А такая конструкция может существовать только в условиях тоталитарной диктатуры, и мы еще дальше уйдем от духовности и еще больше нарушим равновесие. "Элита" от этого ничего не выиграет, это всего лишь максимальное продление агонии. С перспективой исчезновения человечества как вида.

С другой стороны трудно представить себе сочетание факторов, при которых "элита" совершит добровольное самоубийство. Вы можете представить банкира в рясе ?

Итак, то ли тупик, то ли развилка, куда идти ? И есть у меня смутное подозрение, что нынешний кризис есть рукотворное явление, цель которого как раз не допустить выбора в сторону монастыря. Тема очень обширная, я лишь слегка коснулся ее.

А что же Китай ?

Китай по-прежнему страна, полная загадок для европейцев. Некоторые аналитики видят самую большую угрозу предстоящих десятилетий и веков в молчаливой экспансии Китая посредством переселенцев. Переезжая на ПМЖ в другую страну китайцы никогда не порывают связи со своей родиной. Не знаю китайского, но некоторые знающие утверждают, что китайский иероглиф, обозначающий эмигранта по смыслу можно перевести как "мост на родину". Таким образом мы получаем классическую "сетевую структуру", не всегда законопослушную, но всегда объединенную некой идеей, не всегда понятной европейцам. Самой большой трудностью борьбы с китайскими криминальными группировками  будет то, что даже если у вас на руках будут распечатки всех их переговоров и вся их переписка, то вам останется совершенно непонятна их мотивация, а следовательно, не понимая их мотивации вы не сможете прогнозировать их дальнейшие шаги.

В этом нет ничего таинственного или сверхестественного, все в принципе, очень просто. Правила или "Устав", принятый в Казарме не действует в Монастыре ....

конец первой части

Что бы попытаться понять Китай и китайцев, нужно как минимум любить свою Родину, тогда у вас есть шанс их понять. Если вы не любите свою Родину, вы не сможете их понять и их поступки будут казаться вам глупыми и нелогичными. Хотя с точки зрения китайца все будет абсолютно логично ! Только логика у них немного другая ! Что бы хоть как-то понять китайцев, их мотивацию и логику их поступков нужно, как минимум очень внимательно, хотя бы прочитать, я не говорю - изучить, на это времени европейцу точно не хватит, хотя бы прочитать часть трудов Конфуция, Кун-цзы по-китайски. Как мне представляется далеко не вся "душа Китая" заключена в этих иероглифах, но их осознание действительно поможет вам понять не только китайцев, но и окружающий мир. Есть еще и Даосизм, "Дао" - это путь, "стезя", по-русски, и существует легенда, что основатель даосизма Лао-цзы и Кун-цзы (Конфуций) это одна личность. По поводу достоверности ничего сказать не могу, но то, что пытаясь понять Китай и Китайцев вы все равно упретесь в буддизм, я уже понял.

 Буддизм, Тибет, Индия, Арии, Россия.... круг замкнулся. Может я и ошибаюсь, но мне хочется в это верить !

В свое время меня просто потряс великий китайский полководц, автор трактата, дошедшего до наших дней, старше христианских Евангелий лет на 500 - "Искусство войны" Сунь-цзы. Почитайте на досуге, если вы готовы к восприятию этого, то вы не пожалеете о потраченном времени.

Вкратце, а европейский стиль мышления предпочитает краткость изложения, даже принося в жертву смыслу, и все же вкратце весь трактат Сунь-цзы можно изложить в одной фразе. Привожу перевод по памяти:

"Можно вступить в сто сражений и одержать сто блестящих побед, но самая достойная победа - победить армию противника не вступая в сражение". Этакий полководец-гуманист.....По-русски это наверное звучит так "Лучшая война - это та, которой не было"...

Теперь посмотрим на наших, не буду говорить - русских, советских полководцев. Самым прославляемым и успешным полководцем Второй Мировой считается Жуков, но и сами же военные историки ставят ему в вину, что его победы достигались скорее не полководческим талантом, типа Суворова, а горами трупов советских воинов. Сравним с Сунь-цзы, думаю что для своего времени он был не менее успешным полководцем, чем для нас Жуков, но разница видна невооруженным взглядом ! Наверное это и есть разница между Востоком и Западом. Но идем далее, Конфуций (Кун-цзы)

Конфуций для китайцев, это как Пушкин для русских - "их все".

Читая Конфуция каждый найдет для себя что-то интересное, то, о чем он давно думал, но никак не мог сформулировать.
Мне кажется, что смысл учения Конфуция можно выразить в этом его изречении :
"Стыдно быть бедным и занимать низкое положение, когда в государстве царит закон; равно стыдно быть богатым и знатным, когда в государстве царит беззаконие".
Обдумайте эту фразу на досуге.

Однако пытаться анализировать и раскрывать здесь всю философию Конфуция - слишком самонадеяно с моей стороны, не хватит ни места ни времени. Вернемся к тому "Как нам дружить с Китаем"

Выбора у нас практически нет, дружить с Европой и Америкой - смертельноопасная самонадеянность ! Они принесут России только разрушение. Они сами подошли к опасной черте краха, так что от них, как минимум в духовном плане, нужно держаться как можно дальше, я неоднократно повторял, что система построенная только на извлечении прибыли измеряемой в деньгах - ущербна и однобока и как любая ущебная идея при ее логическом развитии приведет к катастрофе.

Дружить мы можем только с Китаем, но помнить о том, что они - азиаты, и у них есть такое понятие, как "потеря лица", в большей степени это относится к самураям Японии, но и Китаю - не чуждо. Если начать проявлять слабость, то Китай просто беззастенчиво использует все, что ему нужно и сделает вид, что он здесь не причем. Нужно помнить, что китайцы - националисты еще те, и все некитайское для них - второй сорт ! Поэтому нужно искать то, что объединяет наши культуры, но никак не проявлять слабость. "Дружба - дружбой, а табачок - врозь !" Только так !