Индия

Мое мнение сформировалось давным-давно, с Китаем мы можем иметь только, пусть дружественные, но только чисто прагматичные отношения. И китайцы это очень высоко оценят, дружить домами мы можем только с Белоруссией, Украиной и.... Индией !

Сейчас наши тупоголовые все больше и больше пытаются оторвать нас от тех, с кем можно было бы дружить, но Индия, вернее ее отношения с Россией - тема неисчерпаемая. На эту тему в этом блоге уже сказано немало, а пока..

Глядя на весь этот кошмар, что нас окружает и который продлится еще очень долго иногда хочется отдохнуть. Хотя бы глазам...

это девушка - живая - мисс Индия - Айшварийа Рай. Согласитесь, есть в этом лице одновременно и что-то родное и что-то далекое. Они же наши родственники по генам.
это их богини, по именам уже и не помню
это богиня Сарасвати. Кстати - хорошо виден идеал женской красоты в Индии, (привет всем изнуряющим себя диетами), как видите, бюст 5-й номер на осиной талии - не их идеал, хотя талия - обязательна !

Хотя объемами пророда индийских женщин отнюдь не обделила, мисс Индия 2001

или мисс Индия 2009

и немного об Индии, текст авторский, написан для ресурса http://www.topauthor.ru/Varni_i_kasti_v_Indii_e68b.html

Варны и касты в Индии


Так уж повелось, что в обиходе в русском языке закрепилось слово «касты», в том числе и в переносе значения этого слова на общественное устройство индийского общества, что является ошибкой. «Каста» и «Варна» - два разных понятия. Для простоты можно сказать, что второе включает в себя первое, но первое – это всего лишь часть второго.

Понятие «Варна» шире понятия «каста», хотя оба эти термина и понятия описывают, как принято говорить на Руси – «кастовое общество Индии».

Рассмотри поподробнее.

В своем изначальном значении на санскрите понятие «Варна» обозначает – «цвет». Принято считать, что это условное разделение «по цветам» уходит своими корнями вглубь истории ко временам завоевания Индии ариями за 1500 лет до Р.Х. Арии, как доказал в своих работах генетик профессор Клесов, принадлежали к славянским народам и имели, соответственно, более светлый цвет кожи по сравнению с представителями дравидских племен, населявших к тому времени полуостров Индостан.

Ради справедливости стоит отметить, что арии пришли «не на пустое место», довольно высокоразвитые государства на территории Индии к тому времени существовали, но пришли в упадок.

Арии принесли с собой, как я уже упоминал в предыдущих статьях свой язык и письменность и свою ведическую культуру, ну и соответственно свое общественное устройство. Завоеванные племена были включены в это общественное устройство, но на низших ролях. Опять же ради справедливости стоит отметить, что не все представители завоеванного народа автоматически оказались «на дне» общества. Лучшие их представители заняли достойное их место в кастовом обществе Ариев.

Ну а теперь, собственно, перейдем к общественному устройству, принесенному ариями в Индию, и как оно трансформировалось в Индии.
Кастовое общество Индии подразумевает существование пяти, довольно замкнутых, а в отношении высшей касты – очень замкнутых групп.

Но для начала обратимся к истории, вернее к Ведам, как это там описано:

А ради процветания миров Брахма создал из своих уст, рук, бёдер и ступнёй брахмана, кшатрия, вайшью и шудру.

А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рождённых от уст, рук, бёдер и ступнёй установил особые занятия. Обучение, изучение вед, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу скота, и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед, торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшья. Но только одно занятие владыка указал для шудр — служение этим варнам со смирением.

Здесь перечислены четыре касты/варны. Есть еще и пятая социальная группа, но о ней позже.

Итак – варна это общее определение, скажем как «яблоко», но вот только видов яблок есть превеликое множество, тут и «дичек», тут и «антоновка» и т.д. и т.п. Так и Варна является общей характеристикой социальной группы, которая в свою очередь делится на более мелкие, именуемые кастами.

Касты более подвержены изменениям, могут возникать и исчезать. Сейчас в Индии насчитывается более 3 000 каст, не так давно даже возникла каста шоферов.

Деление же общества на Варны оказалось чрезвычайно устойчивой социальной конструкцией.

Перейдем к более детальному рассмотрению понятия «Варна». Итак, варна - это цвет. Мальчик при рождении получал шнурок определенного цвета, который был обязан носить всю свою жизнь.

Цветовая палитра следующая:/

• Брахманы – белый
• Кшатрии – красный
• Вайшьи – желтый
• Шудры - черный

Переход из одной варны в другую при жизни в Индии – дело немыслимое, больше половины продукции Болливуда повествует нам именно об этом. Он – из одной касты, она – из другой касты и пожениться они не могут! Хотя в общем случае, насколько я смог выяснить, браки между представителями различных каст, даже если касты принадлежат к различным варнам, в Индии – возможны. Дело только в том, что, скажем, если девушка выходит замуж за представителя более низкой варны, то своего «личного статуса» - она не теряет, а вот дети, дети станут представителями более низкой варны. А в Индии принадлежность к той или иной касте/варне предопределяет судьбу ребенка. Таковы реалии кастового общества Индии.

Из приведенного отрывка из «Риг-веды», понятно, что Брахман имеет право присвоить себе любую понравившуюся ему вещь.

Следующий интересный пункт – изучать Веды имеют право только три высшие варны, так называемые «дважды рожденные», этой привилегии лишена низшая варна, варна – шудр.

Идем далее, в соответствии с требованиями кастового деления общества, представители более высоких каст иногда не имеют право принимать вещи, продукты и пищу из рук представителей более низких каст. В частности брахман должен отказаться от пищи, если шудра только взглянул на нее. Система довольно сложная и очень запутанная. Кто имеет право готовить пищу, и для какой касты и кто имеет право стричь представителя той или иной касты? Голову сломаешь !

Но мудрые индийцы изобрели очень удобное правило – «Рука мастера всегда чиста» и с успехом обходят эти жесткие правила кастового общества.

И в заключении о «неприкасаемых». Как можно заметить, их нет в списке каст, нет такой варны и у них нет «своего» цвета, но они существуют! Неприкасаемые, если это явление описывать нашими понятиями, то это люди, которые по тем или иным причинам потеряли право принадлежать к своей касте/варне и, соответственно, выпадающие из общественного устройства и находятся «на дне общества». Это распространяется и на их детей! Как аналог – наши «бомжи».

Хорошо это или плохо, деление общества на касты, пусть решают сами индийцы. Но так называемые «социальные лифты» у них отсутствуют. Хотя это не есть жесткое правило. Как пример – семейство Ганди принадлежит к варне вайшьев, а и отец и дочь были премьер-министрами Индии. Должность по определению, исключительно для кшатриев.

Правда, отец еще при жизни удостоился титула «Махатма», что автоматически перенесли на его дочь. 


Буддизм и индуизм, связь и антагонизм

http://www.topauthor.ru/Buddizm_i_induizm__svyaz_i_antagonizm_59c9.html 

 Вообще, если попытаться досконально разобраться в религиозных течениях, существующих на сегодняшний день в Индии, то можно не один десяток, если не сотен диссертаций накатать, настолько там все многообразно, хитро переплетено, уходя корнями в такую древность, что дух захватывает. Писать диссертацию мы не будем, а вкратце разберем вопрос, обозначенный в заголовке.

Поскольку, по моим наблюдениям, среднестатистический житель России что-то слышал о религиозных культах в Индии, но в школе этого не проходят, и что есть, что и чем одно отличается от другого, объяснить не сможет. Потому возьму на себя труд, прежде чем сравнивать индуизм и буддизм, все же, рассказать максимально сжато о том, что собой представляет каждая из религий. Подчеркиваю, основной упор делается на религиозные черты и обрядовость. Иначе – утонем!

Итак, индуизм. Третья по числу последователей религия в мире, но не аврамическая, а – ведическая. Первые две, христианство и ислам имеют корни в иудаизме, потому и называются по имени одного из общих для всех этих религий действующего персонажа – Авраама – аврамическими, индуизм же имеет в своей основе Веды.

Кардинальное и концептуальное отличие ведических и аврамических религий заключается в концепции переселения душ, присутствующая в ведических религиях и отсутствующая в аврамических. Это отличие от христианства.

Веды по праву считаются древнейшим духовным литературным источником. Ученые согласились датировать время возникновения Вед II-м тысячелетием до н.э., хотя все понимают, что они намного старше, но установить хоть примерно – насколько, уже не представляется возможным, поэтому согласились на эту ближайшую к нам дату, которую уже невозможно оспорить.

В моем понимании «традиционный» индуизм – политеистическая религия, хотя термин «традиционный» здесь весьма условный, и вытекает из попытки суммировать все, что мне известно о разнообразных течениях в индуизме и как-то все это систематизировать.

В «традиционном» индуизме есть три главных бога: Брахма, Шива и Вишну. Забавно, что на гравюрах, если их изображают вместе, то Брахма почему-то бородатый белый мужчина, а два последних – имеют необычный для людей голубой оттенок кожи. В этих нюансах я еще не разобрался, но – работаю в этом направлении.

Итак, Брахма – создатель всего сущего, совершив акт творения, удалился на покой, а на хозяйстве остались Шива и Вишну. Поклонение каждому из них вылилось в отдельные религиозные течение, но в данном случае нас интересует культ Вишну, и вот почему. В предыдущей статье разбирая вопрос о том, кто такие Кришнаиты я рассказал о том, что основатель буддизма и главное действующее лицо в буддизме – Будда Гаутама Шакьямуни, реально существовавшая личность в культах Вишну считается 9-м аватаром (земным воплощением) этого бога.

И именно через этот 9-й аватар Вишну прослеживается фактическая связь между этими двумя религиями. Поскольку по времени получается, что окончательно культ Будды отпочковался от культа Вишну где-то примерно на рубеже эпох, то естественно, что в основе обеих культов в духовном плане лежат Веды.

Теперь об антагонизме. По сути это «скрытый» конфликт, суть которого понять не так просто, но как два любых культа они не могут не конкурировать между собой и они конкурируют за паству, если мы рассматриваем именно культовый аспект. Почти сразу же после того как буддизм оформился как религия один из тогдашних правителей Индии предпринял попытку сделать буддизм государственной религией своего царства, но – не прижилось. И вот почему.

Буддизм не отрицает, но и не приветствует кастовое деление общества, акцентируясь именно на душе, таким образом, он вступает в противоречие с основами индийского общества. Напомню, право изучать Веды в традиционном индийском обществе имеют только «дваждырожденные», то бишь, потомки ариев, занимающие три верхние касты/варны. Далеко не всем это понравилось.

Далее, буддизм по своей сути религия монотеистическая, да, присутствие некого абсолюта, бога-творца имеется, но все внимание концентрируется на персоне Будды. Что, как мне кажется, очень не понравилось касте/варне брахманов. Их ведь много, этих брахманов, и каждому, извините, кушать хочется и идеальной была бы ситуация где каждому брахману полагалось бы по своему богу и соответственно – культу, и «на небе» должно быть так же как «на земле», а тут такая «ересь»!

Короче – не прижилось и буддизм потихоньку ушел на Восток, в географическом смысле этого слова, в Китай, в виде даосизма, в Японию, Корею, Вьетнам, Лаос и т.д. в виде того же Дзен, где с успехом и пребывает до наших дней.

Такова история взаимоотношений этих двух культов, если мы рассматривает именно этот аспект.

Кришнаиты - кто они такие

http://www.topauthor.ru/Krishnaiti_-_kto_oni_takie_0327.html

Кришнаиты, или «Члены международного общества сознания Кришны», довольно многочисленная группа верующих. Хотя понятие «верующие» и «сознание Кришны», равно как и буддизм, мало совместимы, в традиционном понимании слова «верующий». Сами себя они предпочитают называть «преданными».

Всплеск интереса к этой не такой уж большой, но все же – религиозной и все же – секте (мое мнение) в СМИ в последнее время связан с иском Томской прокуратуры в суд о признании книги «Бхагавад – гита как она есть» - экстремистской литературой. Известие об этом вызвало негативную реакцию не только в РФ, но и в Индии.


Здесь не будем оценивать мотивы прокуратуры и суда, тем более что процесс еще не закончен, а просто разберемся с тем, кто же такие – Кришнаиты.


Для начала надо понять, а кто же такой – Кришна?


И вот тут уже никуда не деться от описания в общих чертах пантеона индуистских богов.


Приступим.


В индуизме есть три верховных божества: Брахма, Шива и Вишну. Там же мы находим понятие «аватар» или земное воплощение какого либо бога. Не буду подробно описывать всех трех верховных божеств индуизма, отмечу только, что Вишну почитается как веселый и добрый в противоположность Шиве, богу отнюдь не доброму, но справедливому, как и положено быть богу, а вот его жена ……… В какой-то мере эти два верховных божества, Вишну и Шива, представляют собой антитезу Инь-Янь, но с некоторыми оговорками.


Вернемся к понятию «аватар» или "аватара". Время от времени все верховные боги спускаются на землю в виде своих земных воплощений – аватар. Утверждение с достаточной долей условности, но если мы еще и это подробно разберем, то я эту статью закончу не раньше чем через месяц.


Что касается Вишну, то в индуизме насчитывают 10 основных аватар Вишну, (всего – 22 аватара Вишну), 9 из них уже состоялись, 10-е воплощение еще ждут, но главным здесь является то, что 9-м аватаром Вишну считают Будду Гаутама Шакьямуни, а 8-м – того самого Кришну.


Почти добрались. Почему – почти, потому что хитросплетения на этом не заканчиваются.


Итак, в «традиционном" индуизме мы имеем троицу верховных божеств, однако существует еще и отдельный культ Вишну, как верховного божества. Напомню, что в традиционном индуизме по-умолчанию верховным считается Брахма, бог-творец.


Но идем далее, культ Вишну как верховного божества именуется вайшнавизм или вишнуизм. Ответвлением этого культа является Кришнаизм, где Кришна почитается как «изначальное верховное божество», а Вишну, как одно из его проявлений. Такая вот путаница.


Но в Индии с культами и не такие чудеса бывают, это еще – семечки!


Теперь о самом Кришнаизме.


На мой взгляд, такая популярность этого божества связана с тем, что Кришна является действующим лицом в «Бхагавад-гите», в качестве колесничего (!) героя Арджуны. Местного князя/царя, пытающегося вернуть себе царство/княжество, принадлежащее ему по праву рождения, но несправедливо отобранного. «Бхагавад-гита» - это беседа между Арджуной и Кришну перед решающей битвой. Но это форма, а по сути, «Бхагавад-гита», как часть Махабхараты, по мнению индуистов, является квинтэссенцией, основой индуизма, да и буддизма то же. Куда же без него.


Ну а теперь само «Общество сознания Кришны». Основателем "Международного общества сознания Кришны" считается Бхактиведанта Свами Прабхупада, урожденный Абхай Чаран Де, гуру (авторитет), который и написал ту самую «Бхагавад-гиту, как она есть» по сути – комментарии к каждому стиху, и которую томские прокуроры пытаются признать экстремистской литературой.


Каких-то особых черт, радикально отличающих Кришнаизм от других ведических религий я не вижу, поэтому подробно останавливаться на этом не буду.


Вот, вкратце, кто такие кришнаиты. Сектой в начале статьи я их обозвал, потому что они – ответвление от некого основного ствола, а религиозной, потому как они в массе своей скорее воспринимают «сознание Кришны» именно как религию, экзотическую, но – религию, а не инструмент познания мира, как я воспринимаю буддизм. Хотя Кришнаизм, как и любая другая ведическая религия, так же может быть тем самым инструментом познания мира. Как и буддизм, Веды - то одни на всех.