понедельник, 8 июля 2013 г.

Озеро Светлояр

Поездка на озеро Светлояр сложилась как-то даже неожиданно, не то, что бы против моей воли, но как-то независимо от меня. Пока я сидел в добровольной десятидневной ссылке на моей "малой  родине" в Тимашевске, мне между делом сообщили, что на меня куплен билет и 6-го числа я еду на озеро Светлояр. Поскольку я там еще ни разу не был, то и не стал возражать.

Единственно, что я уточнил, если "экскурсия" такая дешевая, то Агентство, случаем не "Волна"? Оказалось, что таки - да, таки "Волна". Мои попытки изменить ситуацию не увенчались успехом, потому как того, кто покупал билеты, в агентстве "на голубом глазу" заверили, что это не паломнический тур, а туристический, и православно-христианский бредом нас не будут пытать всю дорогу. Не соврали только в одном, христианско-православный бредом на этот раз пытали только по дороге туда.

 Люди !!!!

Не покупайте туры в агентстве "Волна", если не хотите, что бы вам испортили настроение с первых минут поездки и издевались над вами в течение всей поездки. По всем приметам их спонсирует епархия и куда бы вы с ними не поехали, православный бред вас заставят выслушать. И все бы было ничего, ведь даже о христианстве можно рассказывать интересно - "вкусно", но уровень подготовки "экскурсоводов" - ниже плинтуса. Называть Георгия Всеволодовича, основателя Нижнего Новгорода - простолюдином, верх невежества. Князь он был ! Рюрикович !! И так на каждом шагу.

Но на этом негатив, собственно и закончился. Дальше начался сплошной позитив. Кто "не местный", просто уточню, озеро Светлояр - общепризнанное "место силы", "невидимы град Китеж", скрывшийся под водой от татаро-монголов - это оно и есть. Но это уже христианские прибамбасы. Как некий языческий центр притяжения озеро Светлояр существует испокон веков и задолго до христианства. 

Но православные упорно пытаются эту поляну приватизировать и загадить. И что-то у них, к моему глубокому прискорбию - получается. Но убить языческие традиции оказалась не в состоянии даже православная церковь.

Сказать, что подходя к озеру, которое открывается почти неожиданно с пригорка, явственно переступаешь какую-то границу - нельзя, но что-то меняется на уровне ощущений. Неявно, едва различимо, но - есть. Может это только я один такой бесчувственный, но для меня это едва-едва "ловится" в ощущениях, но - "ловится" даже у меня.

Это трудно передать словами, но погружаешься в какое-то спокойствие, как в теплую воду. То, что меня "отпустило" заметил не я один. Это примерно сравнимо с тем, когда сознательно превысишь допустимую норму алкоголя, однако не теряя контроля, и все беды, тревоги и несчастья отступают на второй план. Разжимаются какие-то невидимые тиски. Так и тут, но без алкоголя. Меня даже "подловили" в этом состоянии, вероятно настолько очевидно это было, и сфотографировали со словами "Ну наконец-то расслабился, а то все время, как натянутая струна, которая вот-вот лопнет"

Мы нашли очень удачное место на возвышенности, между христианским крестом и языческим идолом. Оказалось, что мы попали на земляничную поляну и меня это очень забавляло. Перебираясь с пенкой вслед за тенью каждый раз попадаешь на новые земляничные кусты. Повернешься направо - земляника, повернешься налево - опять земляника ! И объедаешь ее с ленцой на расстоянии вытянутой руки. Через двадцать минут все повторяется.

Поначалу меня еще как-то удивляло столь близкое соседство православного креста и языческого идола, но непродолжительно наблюдение за поведением людей удивило меня еще больше. На озере Светлояр полное слияние и гармония язычества и православия. Напомню, крест и идол стоят на некоторой возвышенности и крест виден с тропинки вдоль озера, подъем к нему очень пологий и удобный, соответственно, паломники и поднимаются к кресту. Выпонив там свой обряд и трижды обойдя вокруг креста они идут дальше, а вот дальше или спускаться по крутому склону или вдоль склона по гребню, но в том же направлении вокруг озера, по часовой стрелке. 

И тут они натыкаются на языческого идола. Забавно, но те, кто только что крестился на православный крест, подходят к идолу, как-то совершенно естественно крестятся на него, на колени не падают, трижды не обходят и не целуют, но дань уважения отдают совершенно естественно. 

Со своей стороны "сектанты", всякие кришнаиты, буддисты и т.д. отдают не меньшую дань уважения православному кресту. Со смехом наблюдал, как группы "сектантов" выстраиваются вокруг креста, и раздается строгий мужской или женский голос : "ГАРМОНИЗИРУЕМ !!! ГАРМОНИЗИРУЕМ  ЭНЕРГИЮ !!! " А вот за всякими группами язычников, располагавшимися вокруг идола, так вообще наблюдать было забавно. Невозможно было понять, язычники это или пионерский отряд на отдыхе. Но были всякие.


Моя поездка на озеро Светлояр была ознакомительно-деловая. Что бы быть понятным - объясню на примере. Пока жил в Ленинграде, очень часто посещал Русский музей и Зимний, но я, как правило, шел к совершенно определенной картине или художнику. Сегодня идем к Врубелю, завтра к Васнецову,  послезавтра - к Айвазовскому и т.д. Но сначала я тратил достаточно много времени что бы досконально "исследовать объект". С Русским было попроще, а вот с Зимним - сложнее, как-никак четыре этажа ! Но и он был обследован досконально, а потом уже так же ходил к определенной, в данном случае - картине. Так и тут, цель номер раз - исследовать объект, цель номер два - совершить банальный обряд, который совершают практически все, приезжающие на Светлояр. Это трижды обойти озеро с зажженой свечой. По христианскому "канону" один раз и обратиться с просьбой к высшим силам в конце пути, по языческому, три раза и постоянно обращаясь с просьбой, Не твердя ее как мантру, но повторяя ее время от времени по ходу движения. Так мне объяснили "знающие люди". А народ движется вокруг озера кто со свечками, кто - без нескончаемым потоком весь день. В колонну по одному. Вокруг озера проложены мостки, неширокие, в три доски, но это не по земле идти, а местами там - мокро. По мосткам гораздо удобнее.


Понятное дело, что доехать до Светлояра и не совершить обряд - просто потерять время, и я себе в этом не отказал. Единственное, в чем я себе отказал, это несмотря на жару за 30 не стал купаться в озере. Такова местная традиция. Местные купаются где угодно, но не в озере Светлояр.

На уровне ощущений - это одно, но логика так же поучаствовала. Это почти невероятно, но вокруг озера Светлояр нет комаров, хотя и Семеновский и Воскресенский районы комарами попросту "славятся", как - никак север области. Дважды был цапнут муравьями, но вот комаров не видел вообще. Можно предположить, что просто разгар дня, жара и они прячутся от жары, но те же "знающие люди" утверждают, что их нет и ночью !

Хорошее место ! Мне там понравилось ! И туда я вернусь еще много-много раз, на ту самую земляничную поляну! И обязательно - на ночь, ну надо же когда-то и через костер прыгнуть на Ивана Купалы!!




Отправить комментарий