понедельник, 20 мая 2013 г.

"Паломничество" в Макарьев Часть III

Окончание, начало здесь

После всех своих злоключений в самом Макарьевском монастыре, пришлось еще долго будить водителя автобуса, который ну никак не хотел просыпаться и открывать дверь, а термос с крепким кофе, который мог спасти меня от головной боли, остался внутри. Но эта капля была еще не последней. Из того, что я хотел бы обнаружить в монастыре, исчез знаменитый колодец, надо полагать - был засыпан за ненадобностью, монашки перешли полностью на привозную воду, цивилизация, млин. Вода в том колодце была изумительная, и на цвет и на вкус, недаром монастырь Желтоводский. Как я понимаю, Знаменитая Макарьевская ярмарка, позже ставшая еще более знаменитой Нижегородской, располагалась на территории монастыря, о чем красноречиво свидетельствует расположение построек. Более половины территории монастыря - пустырь, а все храмы расположены у главного входа. И этот колодец был чем-то вроде границы, разделявшей два мира.

Устав будить водителя  и отправившись на поиски экскурсовода - послушницы, встретил двух паломниц из нашего автобуса, завязался довольно интересный диалог с ними, на вопрос"Где все ?" они ответили "Пошли в Трапезную", а на мое раздраженное восклицание "А нахрена ?", типа перекусить можно и в автобусе, мне спокойно ответили "Нельзя так говорить, они пошли ДОБИРАТЬ БЛАГОДАТИ по полной программе". Вот так с юмором, и очень мягко. Вернувшись с ними к автобусу мы таки растолкали водителя и я добрался до спасительного кофе.

Но вернемся чуть назад.

И в прошлые мои посещения этого монастыря меня заинтересовали кельи "молчальников".   Встретился впервые с этим явлением, неверное потому, что во всех других храмах иконостасы были на месте, а кельи молчальников находились по ту сторону иконостаса. Тогда, много лет назад, иконостаса, перегораживающего храм св.Троицы и делящий его почти на две равные части, еще не существовало, и почти под потолком храма можно было разглядеть несколько глухих окошек. Тогда монашка-экскурсовод вскользь пояснила, что это кельи "молчальников". Есть такой институт в РПЦ, монахи, дающие обед молчания и удаляющиеся вот в такие вот кельи. Есть еще и "отшельники", удаляющиеся в какие-либо глухие места, но совместить эти два "подвига во славу христианской  веры" не представляется возможным. Давая обет молчания и не имея возможности, исполняя этот обед, ни попросить ни воды ни еды, а только принимать помощь молча и только то, что другие сами сообразят вам дать, нельзя удаляться далеко от людей, можно просто не успеть "просветлиться".

По моим ощущениям, там может быть только комнатушка метр на два с окошком, обращенным внутрь храма. И мне было очень интересно, а как туда попадали, в эти кельи. Веревки и веревочные лестницы исключаются, слишком высоко, и не понятно что делать, если веревка вдруг упадет или оборвется Деревянная лестница ТАКОЙ длинны - очень сомнительно, да и не развернуться с ней в храме. И тогда все - кранты ! Останется только одна дорога - на небо !Следовательно, попадали в эти кельи каким-то другим способом, таким же другим способом туда доставлялась еда и вода и убирались продукты жизнедеятельности, НО ВОТ КАК ?

Экскурсию вела та же милая барышня-монашка, которая водила нас к иконе Преп. Отче Макария, в соседнем храме. Никогда раньше не встречал подобного, но ушлые монахи соединили два этих храма крытой галереей. Дождавшись окончания экскурсии, а находиться в этом храме долго было невозможно. По простой причине, что стены там, похоже, невероятной толщины, и несмотря на то, что на улице стояла жара под тридцать, при входе в храм складывалось ощущение, что попадаешь в кондиционированное помещение, где кондиционер еще и неправильно отрегулирован. Короче, мороз по коже, и очень хотелось обратно на улицу, в тепло.

Улучив момент, и чуть ли не схватив барышню-монашку за рукав, я пристал к ней  с этим вопросом, коротко изложив мои соображения. Она подтвердила, таки - да, в стене есть галереи, которые ведут в кельи, благо толщина стен - позволяет, вход ? а вон там и махнула рукой. Но что забавно, этот вход располагается прямо в противоположной стене, и если нет других входов, то можно только догадываться, какие галереи и потайные комнаты монахи спрятали прямо в стене храма!! Только за ради двух-трех келий так усложнять конструкцию стены как-то - нелогично ! В храме - полумрак, потому фото получились совсем "не очень", но, что есть.

На этом, собственно, посещение самого Макарьевского монастыря - закончилось, дальше была дорога назад.

А вот по дороге назад нас ждала еще одна маленькая экскурсия, в Рогожскую церковь. экскурсовод-послушница, сопровождавшая нас в дороге, честно отрабатывая свое послушание, хотя я был бы ей благодарен, если бы она не так рьяно несла свой крест, рассказала историю постройки этой церкви, Из потока этой информации мозг выхватил только название - икона Казанской божьей матери, в голове мелькнула мысль - неужто оригинал, но логика на автомате подсказала, что этого быть не может. Ну ладно, хрен с ним, списки икон тоже бывают шедеврами. Тот же Андрей Рублев именно этим и занимался, копировал иконы, изредка отходя от канона, а теперь его иконы висят в Третьяковке и являются "культурным достоянием народа".

Потом экскурсовод-послушница загрузила нас по-полной, перечислив всех тех батюшек, которые служили в этом приходе, и где они служили потом, и даже мой мозг, привычный постоянно находится в большом информационном потоке  и тот тихо плавился от "избыточной информации". Но тут мы все же, к моему великому облегчению, приехали на место, послушница повела толпу паломников в какую-то часовню, а я прямиком направился в церковь, которую при мне открывала строгого вида женщина. Сигнализация там, должен сказать, стоит - конкретная, мертвого поднимет, но и охранять там действительно есть что. Купив еще раз три свечки и с теми же мыслями расставив их у разных икон, примерно соответствующих каждой теме моих помыслов, по моему разумению, пошел изучать иконы. А изучать, повторюсь, было что.

А иконы там действительно - старинные, натуральные, на досках, размером не менее 0,5х0,7, практически все под позолоченными окладами, а не то, что теперь нам подсовывают в каждой второй церкви, картонки с полиграфическим рисунком. Успел пару икон сфотографировать, но тут на меня с обеих сторон, как наседки на ястреба, налетели две тетки с воплями, что мол фотографировать категорически - воспрещается! Тетки были такие недобрые и решительные, что у меня тут же в голове нарисовалась картинка, где они заламывают мне руки и волокут в околоток. На вопрос - "Почему" последовал вполне логичный ответ "Распоряжение ФСБ", на уточняющий вопрос "И под окладами?" последовал утвердительный ответ. Логика здесь проста, а может я - наводчик и фотографирую иконы по заданию некого коллекционера. Так что пришлось смириться с действительностью и удовольствоваться только несколькими весьма посредственными снимками. Хорошо хоть телефон не отобрали. В храмах даже вспышка не спасает, нужно таки обзавестись приличной камерой.
Жалею, что не сфотографировал одну весьма интересную икону. Размером не менее метра в высоту и 0,7 в ширину, на которой в центре была изображена небольшая икона Богородицы, а вокруг практически все почитаемые на Руси иконы Богоматери с младенцем. Много ! Выглядела она как экран монитора, под завязку забитый иконками. Икона была под окладом, и лица Богоматери и младенцев проглядывали сквозь малюсенькие окошки. Интересная икона, но.....

И вот на этом мое "паломничество" "окончательно и закончилось" и через час мы были уже в Нижнем.

Отправить комментарий