вторник, 26 февраля 2013 г.

Чему учил Будда. Часть III. В поисках справедливости.


написано для Лены, в попытке примирить ее с несправедливостью этого мира

Этот мир - несовершенен. Эта банальная истина рано или поздно приходит на ум любому человеку, который пытается суммировать свой жизненный опыт и размышлять о том, как этот мир устроен. Но так ли это ?

Не нужно тратить несколько лет жизни на обучение в буддистском монастыре, посвящая все свое время изучению мудрых книг, что бы понять, что такие категории как добро и зло, а так же справедливость - относительны и субъективны.

В качестве добра европейцы привыкли рассматривать то, или того, что и кто доставляет нам чувственные удовольствия и/или помогает получить чувственные удовольствия. Злом считается то или тот, что и кто препятствует получению чувственных удовольствий. Детское восприятие мира. 

Немного поразмыслив, нельзя не согласиться с тем, что то, что является добром для нас здесь и сейчас, завтра может обернуться злом для нас же, и если рассматривать мир не только с точки зрения себя любимого, то получается, что то, что является добром для нас - зло для кого-то другого.

Мир - дуалистичен, и именно поэтому мне так нравится буддизм, который "ложится на душу" мне самым естественным образом. И именно поэтому я и решил углубиться в изучение восточной философии. Потому как она позволяет привести в соответствие и гармонию свое мироощущение с окружающей нас действительностью.


Попробую суммировать и изложить все то, что я смог почерпнуть, изучая буддистскую и даосскую литературу. Должен сказать, что выводы, следующие из буддистской философии, если не потрясают, то заставляют очень серьезно задуматься и изменить свое отношение к этому миру. И это примеряет с его кажущимся несовершенством.

Будем "плясать от печки". Основы буддизма изложены Буддой Гаутам Шакьямуни в первой своей проповеди, которую называют "Четыре благородные (иногда - арийские) истины". Возьмем в качестве отправной точки заключительные положения, "Страдание есть результат неудовлетворенного желания" и "Что бы освободиться от страдания, надо освободиться от желания". Вот так вот просто и незатейливо и хрен поспоришь ! Жестоко ? Да, жестоко. А кто обещал, что этот мир будет ласковым и нежным ? Но в противовес этой жестокости мира в этом мире есть - Любовь, пишу это слово с большой буквы, потому что она фундаментальная составляющая этого мира. 

Но идем далее в своих поисках понятия Справедливость.

Европейцы - народ крайне нетерпеливый и считают, что если ты совершил какой-то благородный поступок, то награда за него должна прийти - немедленно. Ну прямо как в игральном автомате. Нажал правильную кнопочку и дзинь-дзинь-дзинь - в лоток посыпались монетки, на которые можно купить чувственные удовольствия. Но так никогда не происходит. И именно это, как правило, и приводит к разочарованиям и упрекам этому миру в несовершенстве. И у буддистов на этот счет есть своя теория. Начнем с того, что награда за благородный поступок отнюдь не всегда выражается в чувственных удовольствиях, и далеко - не сразу.

Они рассматривают человеческую судьбу как некий процесс, или совокупность процессов, которую в сумме именуют Кармой, а для отдельный составляющих Карму процессов они придумали свой термин "дхарма/дхамма". Совершая какой-то поступок, неважно, хороший или не очень мы каждый раз запускаем некий процесс - "дхамму". Но у этих процессов есть свои законы развития. 

И вот тут во всей красе проявляются законы Кармы, прежде всего закон причинно-следственной связи, и второй, менее известный широкому кругу европейцев - закон взаимной обусловленности. Если попытаться представить это наглядно, то, наверное, лучше всего представить это в виде некой компьютерной игрушки. Итак - некий "лоток" по которому двигаются разноцветные шарики. Шарики возникают в какой-то определенной точке, которую можно условно назвать "сейчас" и подчиняются строгому закону причинно-следственной связи. 

За красным шариком может следовать только желтый, за желтым - синий, за синим - зеленый, за зеленым - белый и т.д. и т.д. И если мы рассматриваем понятие - Карма, то "в элементе" так оно и есть. Но все несколько сложнее. 

Самые разные поступки мы совершаем каждый день и не один десяток раз. И каждый раз мы запускаем отдельный "элементарный" процесс - "дхамму", который может не иметь продолжения, а может длиться потом всю нашу жизнь. Если вернуться к компьютерной игрушке, то рядом с первым лотком появляется второй, третий, четвертый и т.д. И тут вступает в силу закон взаимной обусловленности. Рядом с красным шариком может возникнуть только коричневый, рядом с синим - только оранжевый, рядом с зеленым - только фиолетовый. Но и в этой линии возникновение шариков подчиняется такому же закону причинно-следственной связи. Он один для всех лотков.

Вот и получается, что вроде бы и совершаем "благородные" поступки, а награды все нет и нет. А дело в том, что совершая эти благородные поступки мы пока что всего лишь "очищаем" свою Карму и до награды еще очень и очень далеко. Даосы придумали свой термин, аналога которого в буддизме я пока не нашел, но я и не гуру. У даосов есть два основополагающих понятия, это - Дао (путь) и Дэ (положительная энергетика индивидуума). По их понятиям совершая какой-то благородный поступок, вы всего лишь накапливаете свое Дэ, условно говоря - увеличиваете свою "мощность", которая может помочь вам в определенный момент изменить свою судьбу.

И вот если бы не абсолютная безнадега даосизма, то я, наверное скорее всего был бы даосом, а не буддистом. Хотя вопрос "свободы воли" до конца не решен ни в даосизме, ни в буддизме. По крайней мере, то что мне доступно, однозначных ответов на этот вопрос не дает. То ли - да, то ли - нет. Но пока абстрагируемся от этого "проклятого" вопроса и будем считать, что пусть и весьма ограниченная, но "свобода воли" все же существует. Иначе этот мир теряет смысл.

И еще пару слов о Карме. Если воспринимать всерьез "Бардо Тхёдол" (Тибетскую книгу мертвых), то из нее следует очень много весьма интересных выводов. Таких как например -  можно охранить память при следующем воплощении, правда не очень понятно, а нужно ли вам это, можно не рождаться вовсе, но остановиться в своем развитии. Но сейчас интереснее всего то, что перед новым рождением Душа заключает некий "контракт", в котором перечислены те "уроки" которые она должна пройти в этом воплощении и проходя эти "уроки" должна совершить правильные поступки. Не знаю, замечали ли вы, но я давно заметил, что Судьба водит человека "по кругу". Если на заданный вопрос своим поступком вы дали неправильный ответ, то уходите на "штрафной круг" и тот же вопрос вам будет предложен через некоторое время и так до тех пор, пока вы не дадите правильный ответ или срок вашего пребывания в этом мире - не закончится.

Ну и о морали. Как следует из буддистких источников, понятие мораль у буддистов, как я понимаю, сильно отличается от ханжеской морали европейцев-христиан. Но осознание и принятие этой морали можно разрушить неокрепший разум. Как я понял, в этой жизни, в этом воплощении вы можете совершать абсолютно любые поступки, но при условии, что они соответствуют вашей Карме. Убийство конкретного человека в конкретных обстоятельствах будет зачтено как благородный поступок, а спасение утопающего, опять же конкретного человека в конкретных обстоятельствах будет зачтено как зло. Смена полового партнера, даже - частая, не может быть неким "грехом" по-определению, если при этом вы испытываете искренние чувства к этому человеку. Правда, будьте готовы к тому, что "наказание" придет из параллельных, запущенных именно вами "дхамм". Беда в том, что человеку не дано знать свою Карму, и действует он "на ощупь и по наитию". Есть только один способ проверить, действуете ли вы в соответствии со своей Кармой или идете против нее. Русские придумали для этого очень мудрую поговорку - "Умного Судьба ведет, дурака - тащит". И что самое интересное, "тащить дурака" его Судьба может и вверх по карьерной лестнице, к богатству и процветанию, ибо это было прописано в "контракте". 

В буддистской литературе эта мысль формулируется следующим образом. Если вы поступаете в соответствии со своей Кармой - ваши возможности увеличиваются, если вы идете против своей Кармы, ваши возможности уменьшаются. Судьба сама берет все в свои руки.

Забавно, не правда ли ?

И возвращаясь к началу, то, что этот мир кажется нам - несправедливым, отнюдь не означает, то он действительно - несправедлив. Просто нужно понять, как он устроен, а поняв - принять его. Да, это очень непросто, но изменить этот мир по соей прихоти не дано никому. Поэтому, либо вы живете в гармонии с этим "несправедливым" миром, либо страдаете от его несовершенства.

То, что я здесь изложил, не претендует на глубину изучения и изложения буддистской философии, скорее это мое личное ее восприятие на данном этапе моего духовного развития. 

Отправить комментарий