суббота, 16 февраля 2013 г.

Китай.

Мои пристальный интерес к Китаю отнюдь не ограничивается его культурой. Да, я достаточно серьезно снова занимаюсь цигун, разбираюсь в буддистских и даосистских первоисточниках, но современный Китай и перемены, в нем происходящие, мне не менее интересны. Мое мнение не меняется. Китаю досталось просто потрясающее наследство от предков, а именно - конфуцианские традиции в организации управления обществом. Бесконечно далек от идеализации этого явления, но трансформация, происшедшая с КПК возможна только в Китае. От коммунистических иделов никто и не думал отказываться, но вместе с тем потрясающими темпами в Китае строится капитализм. Правда, капитализм с китайской спецификой, который Дж. Сорос назвал "конфуцианским капитализмом", и обозначил его как самую большую угрозу Соединенным Штатам. И ведь не ошибся, старик. 

К бабке не ходи, но еще при нашей жизни Китай обгонит США по всем параметрам. Вопрос в другом, эта смена лидера будет несколько странной. Дело в том, что США с детской непосредственностью упивались ролью мирового жандарма и супердержавы, в генезисе Китая таких компонент нет. Мощный Китай - это проект для внутреннего использования. Китаю будет глубоко фиолетово, что и где происходит, они редко, вернее только в исключительных случаях, будут вмешиваться в ситуацию. И уж тем более не будут посылать авианосцы по всему миру, как сейчас это делают США. Они будут действовать другими, тонкими, изящными и изощренными инструментами. Какими - мы еще увидим.

Но расслаблять никому не советую, если китайцев вынудить поступать жестоко, то мало никому не покажется, пример тому - действий Китая в Тибете и Синьдзяне - хорошее напоминание для неверуюих.

Но это - присказка.

Отдыхая за серфигом в интернете, посетил свой любимый сайт (блог) о Китае "Дао, выраженное словами" и наткнулся там на такое вот: речь идет об изменениях в общественной жизни Китая, а точнее, о формировании "общества потребления", что, применительно к Китаю, звучит небольшим диссонансом, но почему китайцы должны жить хуже всех и питаться одним рисом ? Они что, мало сделали для того, что бы создать Великий Китай и когда-то они захотят воспользоваться плодами труда своих предков в полной мере.



Вкус к потреблению
То, что у китайцев далеко не аскетические замашки было известно давно. Но формализовывать подобные характеристики начали только с 1994 г. Путем проведения опросов жителей Поднебесной Gallup International, к примеру, пыталась выяснить, как они оценивают свой уровень жизни. После проведения опросов оказалось, что за последние 10 лет средний доход китайских домохозяйств возрос в 2,5 раза. Интересно, что при этом и в сельских, и в городских районах растет количество недовольных своим уровнем жизни: в 1999 г. неудовлетворенных было 30%, а в 2004 г. — уже 37%. “Полностью довольных” оказалось всего 12%.
В совокупности такие показатели говорят, что китайцы почувствовали вкус к потреблению. А это очень серьезная проблема. Если они будут догонять по уровню жизни Запад, то природная катастрофа неизбежна. Дело в том, что совсем плохо обстоят дела с утилизацией отходов от стремительно растущего производства: никто до сих пор не придумал, куда их девать в таком количестве.
Однако корпорации и обеспечивающие их информационные ресурсы такое развитие событий пока особо не волнует. Так, по мнению FT рост внутреннего потребления в Китае создает в стране более развитую культуру потребления. В стране открывается все больше секонд-хэнд-магазинов для товаров самой высшей ценовой категории, в которых дорогие товары можно подлатать и сдать на комиссию.
От одежды с кричащими этикетками не отстают автомобили. В Китае в 2012 г. установлен новый рекорд по объему продаж автомобилей – более 19 млн единиц.

Питаться и отдыхать надо также как все
Если уж быть похожим на правильно потребляющего человека, то, очевидно, надо правильно потреблять и продукты питания, Здесь Китай продолжает наращивать потребление мяса взамен растительной пище, приоритет которой отдавался не в самые сытые годы. Так в расчете на человека, американцы потребляли больше свинины, чем китайцы до 1997 г., пока кривые потребления не пересеклись и Китай не вырвался вперед. За последние пять лет, объем потребления свинины на душу населения в США снизился в среднем на 2% в год, в то время как в Китае вырос более чем на 3% в год, несмотря на рост цен. В настоящее время китайцы едят, в среднем, 84 фунтов (38 кг) свинины в год, в то время как американцы – около 59 фунтов. Птицеводство в Китае, практически не существовавшее до 1978 г., также становятся все более промышленно развитой отраслью. Потребление птицы в Китае превысило 13 млн т в 2012 г., а это больше, чем в США, хотя если сравнивать численность населения в двух странах, тор становится ясно – американцы пока еще мяса едят больше. Китаю, для достижения американского показателя потребления мяса на душу населения потребуется потреблять около 75 % мирового объема производства говядины, около 80 % мирового объема производства бройлеров.
В Китае общество потребления растет громадными темпами. Причем из-за границы ввозятся не только товары, но и формы досуга… Большую часть XX столетия экономисты мерили попытки Китая “догнать” индустриально развитый мир объемами выплавляемой стали и собираемого зерна. Теперь же в ход пошло строительство более сервисно-ориентированной экономики, что подразумевает копирование Запада в области организации свободного времени. Еще в середине 1990-х в Китае был только один лыжный курорт – построенный для зимних Азиатских игр 1996 года в Ябули. А через 10 лет страна обзавелась двумя с лишним сотнями таких курортов, и туда ездят 3 млн человек. В 1988 г. под Пекином появился горнолыжный склон, и в первый год там побывало 13 000 человек; через восемь лет этот склон уже обслуживал в среднем около 2 млн лыжников в год.
http://www.daokedao.ru/2013/02/14/iphone-kazhdomu-kitajcu/#more-30345 


Как тут не вспомнить шутку о том, что мировой продовольственный кризис наступит тогда, когда китайцы научатся есть ложками.

Отправить комментарий