суббота, 26 января 2013 г.

Чему учил Будда. Часть II Бардо Тхёдол

Часть I

В виду практически полного отсутствия новых интересных событий, продолжаю упражняться в осмыслении учения Будды Гаутама Шакьямуни. Ну нельзя же всерьез воспринимать шумиху вокруг коррупционного дела "Оборонсервиса". Все понятно и спрогнозированно еще два года назад минимум. Судя по поступающей информации, г-ну Сердюкову беспокоиться ровным счетом не о чем, также как и "бабе евонной" г-же Васильевой. Максимум что им обоим грозит, это условное наказание по делу, никак напрямую не связанным с хищениями 4 миллиардов рублей из бюджета. Хотя есть нюанс. Если таки посадят и по делу напрямую связанному с "Оборонсервисом", то ситуация переходит от "пограничных инцидентов" в полномасштабную войну кланов, а это первый признак революционной ситуации. Далее, те кто будут проигрывать обратятся к "улице", то бишь "народу". Нынешний бунт "офисного планктона" метко назван "революцией пи...х шуб" и тут уже нечего добавить, это имитация борьбы, информационный повод покрасоваться своей демократичностью перед Западом, ничего серьезного. 

Из событий в личной жизни стоит отметить диалог с идеологом русского движения Владиславом Карабановым, этакий "роман в письмах" и полное разочарование в нем. Безусловно, и его "готская теория происхождения Руси" весьма занимательна и, возможно, объективно является правдой, и его желание изменить жизнь русского народа к лучшему безусловно является искренним, но не экономист он, он - историк. Вообще,наши с ним расхождения,можно свести к вопросу, прав был Адам Смит, или не прав. Если капитализм конечен по А. Смиту, то в выстраивании "образа желаемого будущего" нужно учитывать этот момент, а не слепо копировать и "ложиться под Запад". А все, что связано с "Красным глобальным проектом" г-н Карабанов на дух не переносит, и категорически отказывается отделять секту сатанистов под названием большевики, от объективных научных разработок возможного развития событий. Вместе с тем я полностью разделяю его "иерархию целей", построение относительно "вменяемого" капитализма, пусть и не по шведскому образцу, стоит на первом месте. И не могу не оценить его вклад в просвещение русских.

И вот в этом временном затишье продолжаю попытки осознать учение Будды. Зачем мне это надо, скажу в конце.

Итак,"Бардо Тодол", (Бардо Тхёдол) в европейской традиции "Тибетская книга мертвых". Впервые попала ко мне в бумажном варианте в начале 90-х, когда я ее обнаружил на  каком-то уличном книжном развале. Потом эту книгу моя подруга благополучно извела, тайком выбросив ее на мусорку. Уж очень нервировало ее название, да и содержание не сильно радовало. А зря, это был наиболее полный перевод тибетского оригинала. В сети гуляет с десяток вариантов переводов, отличающихся друг от друга и тем, сколько было выброшено из первоначального текста и тем, сколько добавлено отсебятины. Надеюсь, мне удалось найти наиболее полный не испорченный отсебятиной вариант. Его и изучаю. Ответ, который я ищу, это ответ на вопрос о "свободе воли". Без обоснованного ответа на этот вопрос ни одна философская система не может быть законченной и устойчивой. А всяких разных философских систем человечество выработало неимоверное количество, на любой вкус. И если половина из них отвечает на этот вопрос положительно, то другая половина отвечает на этот же вопрос отвечает отрицательно. Кому из них верить, и что можно брать с собой в будущее для дальнейшей проработки, а что является информационным мусором, зависит от нахождения ответа на этот вопрос.

Изучение "Бардо Тодол" интересно с точки понимания буддистами вопроса Кармы. Если опустить пересказ всех тех ужасов, которые ждут наше сознание в первые дни пребывания по ту сторону жизни и смерти, то интересное начинается с момента "Страшного суда" в буддистском изложении. Хотя стоит вернуться на шаг назад и обратить внимание на первую нестыковку. Признаюсь честно, не имею понятия к какой именно ветви буддизма относится этот текст, напомню, на Тибете культивируется четыре направления собственно буддизма и плюс религия Бон (Бон-по). Разбираться в нюансах различий различных направлений буддизма и их отличие от религии Бон, у меня пока нет особого желания. Мне достаточно того, что, по непроверенным данным Адольф Гитлер трижды побывал в Тибете и встречался с последователями этой религии. И вместе с некими сакральными текстами и артефактами получил от них еще и главный свой символ - свастику. Но интересно не это, возвращаемся к тексту "Бардо Тодол".

читаем в первых же строках
Твое сознание и сверкающий ум - нераздельны, это одно и то же. Их союз и есть Дхарма-Кайя, состояние Совершенного Озарения Предвечным Светом.
Ты сознаешь сейчас сверкание собственного очищенного, небытийного Ума.
Так что же это получается? То, что пересекло границу жизни и смерти, это наше сознание+ум (мышление) ? Но ни то ни другое Будда не считал Атман (Душой), что же тогда пересекло границу и пока еще помнит себя? Акцентированный на логике мой ум обыкновенно европейца теряется, как же так .... хотя... можно вспомнить, что в других местах мне попадались буддистские трактовки Души как некой совокупности процессов (дхарм). По понятным причинам осязание, обоняние, слух и зрение нас покинули, остались мышление и сознание. Но идем далее.

итак, "суд"
Если не в силах ты отвлечься от своих страданий, тогда Добрый Дух твоего возраста придет и станет складывать белые камушки твоих добрых дел. С ним вместе с другого Боку придет Недобрый Дух и станет черными голышами отсчитывать твои дурные дела. Увидав эти кучки, ты можешь испугаться и станешь лгать, кричать, что это несправедливо и не было таких дурных дел, а добрых было больше... Сразу появится Князь Смерти перед тобой с Зеркалом Судьбы (Кармы)*, котором отражаются доброе и худое в точности.
заметим, не так часто в буддизме дается оценка чему-либо и кому-либо, причем, в осуждающем ключе, это довольно редкий случай. Почему душа может испугаться? Какая хрен разница, сколько их было, добрых и худых дел, но что неприятно, никто и не собирается объяснять, что есть добрые дела, а что есть - худые дела. Тут ведь как, мы-то при жизни пребывали в уверенности, что совершаем добрые дела, а оказалось....... Но верно и обратное, откуда мы знаем, что совершая даже осуждаемые обществом поступки мы творим именно худые дела, очень даже может быть, что - наоборот. Критерий мною найден пока только один, совершать поступки нужно "с чистым сердцем", не желая навредить другому. Ну..... хоть что-то.

А испугается Душа потому, что от этого соотношения белых и черных камешков будет зависеть "качество" ее будущего рождения, да и сам мир, в который она попадет. Как нибудь я опишу то многообразие миров, в которые мы, теоретически, можем попасть. Но наиболее вероятное, как я понял, попадание либо в мир людей, либо в мир животных.

Текст становится бесконечным, а в "Бардо тодол" еще столько интересного и познавательного...
Самым, пожалуй, интересным можно считать два момента, первое, это возможность задержаться бесконечно долго в неком промежуточном состоянии, которое предоставить просто неисчерпаемые возможности для познания и эмоций,  но при этом, почему-то остановиться в своем развитии, а второе, это то, что перед рождением мы встретим всех тех, кого мы увидим после рождения и кто сыграет хоть какую-то роль в нашей судьбе. Таких людей, если они нам приятны, в земной жизни мы узнаем как неких родных, но которые не являются нашими биологическими родственниками.

И вообще, Бардо Тодол, если бы не предмет, который там разбирается , была бы оптимистичной, красочной, насыщенной большим количеством образов книгой, которую можно было бы читать на "одном дыхании".

И теперь, как и обещал, зачем мне все это нужно. Ну, кроме как практически безнадежного поиска ответа на вопрос о "свободе воли", есть еще и некий "прикладной" смысл изучения буддизма. Дело в том, что в моей жизни случилось несчастье, не буду раскрывать смысл, поскольку очень не люблю жаловаться и кого-то грузить своими проблемами, скажу только, что одной ногой на том свете я уже побывал. До этого начал, скажем так - интересоваться Цигун и даже достиг неких успехов, хотя если цель этих занятий сугубо эгоистична, или вообще связана с причинением вреда другим, а в Цигун есть раздел - Боевой Цигун, и такие возможные действия, как убийство на расстоянии и "отложенная смерть", логично вытекают из самого Цигун то - нет. Нет, это не мое, вот лечить, себя и других - это - да, это - мое, и первые эксперименты подтверждают, что таки - да, таки есть способности и с этим нужно что-то делать. Пока есть возможность. А Цигун так или иначе переплетается с буддизмом. Очень хочется понять, как этот мир устроен и что-то в нем изменить, если есть такая возможность.

Отправить комментарий