среда, 10 октября 2012 г.

Капитализм и "десять заповедей"



Просто для начала приведу цитату из книги И.А. Фета, что бы не вмешивать в анализ то, чего не было.

Политические системы, сложившиеся в России и в Китае, никоим образом не служили «социальной справедливости», ни в каком смысле этого выражения: они довели до предела все несправедливости феодального строя, который в этих странах не успел разложиться и оделся в новый идеологический костюм. Сталин в минуты откровенности сравнивал свое положение с властью царя, а Мао писал стихи о «благородных» императорах, основателях династий, к которым он себя причислял. Обличать «социализм» на материале таких систем – это вовсе не логическая ошибка, а намеренный прием политической демагогии. Мы будем держаться обычного представления, связывающего социализм с «социальной справедливостью», как ее понимали – и понимают сейчас – бедные и угнетенные всех стран.

И я это давно заметил, я не мог найти в Истории достойного примера социализма, следовательно, его в истории человечества еще не существовало и социализм(коммунизм) - это всего лишь цель (идея) и это нужно признать.

Но вернемся к капитализму. 

То, что капитализм не может существовать в рамках "десяти заповедей", не важно в трактовке какого религиозного течения мы рассматриваем данный вопрос, это уже "общее место". 

В  вое время мне очень понравилось едкое и меткое определение отношения капитализма к "десяти заповедям", данное Делягиным. То, что в последствии Делягин "прокололся" и "спалился" на пересмотре итогов приватизации, не мешает брать у него то, что правильно и соответствует истине.

Итак, по определению Делягина, человек, принимающий капитализм и живущий в капитализме, просыпаясь утром, умывшись, побрившись, позавтракав и все такое, собираясь выходить из дома, подходит к стене, где у него написаны "десять заповедей" и вычеркивает те, которые ему сегодня не нужны. Чаще всего, надо полагать, вычеркиваются "Не укради", "Не лжесвидетельствуй" и "Не пожелай жены ближнего своего.....( и далее про вола, осла, дом и т.д.", и только изредка вычеркивается заповедь "Не убий".

Таков принцип существования капитализма. В обмен на отказ от "десяти заповедей" капитализм предлагает личную свободу, свободу от любых обязательств, кроме прописанных в ЗАКОНЕ. Сама по себе "Частная собственность" это явление не морального порядка, а вытекающее из ЗАКОНА, от дома (квартиры) до транснациональных корпораций.

Мораль вообще понятие довольно эфимерное и ее трудно "загнать" в жесткие границы четких определений, у каждого народа мораль несколько отличается от других народов, мало того, как правильно сформулировал Хазин 

Подчеркну, что под моралью, в данном случае, понимается преломление Библейских ценностей в человеке, которые и определяют для него базовые представления о том «что такое «хорошо» и что такое «плохо». Отметим при этом, что для каждого конкретного человека могут быть исключения, однако для общества в целом это четко и показательно.

но вместе с тем есть некие базовые принципы, изложенные в т.ч. и в "десяти заповедях", но, заметим, там речь идет о "волЕ, осле, доме", т.е. о том, что при совке именовалось "личной собственностью", но вот владение большими объемами и и объектами, в морали практически всех человеческих сообществ осуждается. Осуждается по одной простой причине, что это владение большими объемами и объектами собственности существенно ограничивает права других людей. Как пример - охотничьи угодья, леса и реки, шахты и нефтяные вышки. Все это не может принадлежать одному человеку с точки зрения морали, поскольку это собственность - общественная. Все это может принадлежать только потомкам тех, кто эту землю полил своей кровью и потом и только на правах "общей (если угодно - долевой) собственности". Тогда это - справедливо.

И только с точки зрения ЗАКОНА капиталистического общества - может. И ровно с этого момента начинается подавление одной части общества другой частью общества и начинается то, что с точки зрения морали является несправедливостью.

На этом же этапе "элита" всеми возможными способами освобождается от контроля общества и ответственности перед обществом. И именно на данном этапе капитализм из конструктивного явления переходит в деструктивное. 

Дальше - больше, отказавшись от одного предписания морали, данная группа отрицает всю мораль целиком и становится силой разрушительной. И именно с этого места приходится думать, как "привести в чувство" псевдоэлиту, у которой "снесло башню" и которая может, в своих узкокорыстных интересах, привести к гибели все общество, из которого она выросла и как не допустить повторения подобного в будущем. И вот тут-то и вспоминается К. Маркс и "социализм", который еще ни разу не был построен. 

Таким образом, капитализм и мораль, и, если говорить о задокументированных мыслях - капитализм и "десять заповедей" - несовместимы. Капитализм начался с легализации "ссудного процента", что было первым шагом на пути к отрицанию "десяти заповедей" в принципе.

Выход только один - каким-то образом заставить тех, кто попадает в "элиту" строго соблюдать "десять заповедей". И это может сделать только религия. И именно поэтому рухнул СССР, в котором религиозная составляющая была заменена на суррогат в виде диамата и истмата, сами по себе превосходные инструменты познания мира, но вот беда - ограниченные.

ИМХО




Отправить комментарий