пятница, 16 марта 2012 г.

"Большая Красная кнопка" №2 или "ку-ку-ку" под угрозой

Порылся тут в своем бологе и специально перечитал свой собственный пост. Иногда это полезно, да собственно именно для этого я и веду его ! Это своего рода публичный дневник, но минимум личного, интимного.










"Большая красная кнопка" или Анти-Хазин


если не лень перечитайте, это из серии "сам себя не похвалишь - никто не похвалит"

Итак, Михал Леонидыч написал новую статью, в которой пытается обосновать свои сомнения по поводу того, состоится ли QE III или, как его метко прозвали аналитики "Ку-ку-ку".

Дело в том, что финансовые власти таки нашли другой способ стимулировать частный спрос, и именно тот, который я описал в своей статье полгода назад, но сначала мнение уважаемого мною Михал Леонидыча :
Для начала – информационное сообщение. «На последней неделе потребительское доверие в США выросло до максимального за последние 4 года уровня, так как улучшение на рынке труда усиливает склонность американцев к расходам. 
Рассчитываемый компанией Bloomberg LP индекс потребительского комфорта за неделю 5-11 марта вырос до -33,7 пункта (что стало самым сильным значением с марта 2008 года) против -36,7 пункта на предыдущей неделе. Один из рассчитываемых подиндексов — индекс потребительского климата — показал наивысшее с ноября 2007 года значение, другой подиндекс — индекс оценки экономики — достиг максимального с сентября 2008 года значения. «Улучшение дел на рынке труда усилило доверие потребителей», - говорит Джозеф Бруселас, старший экономист из Вoomberg LP. - «Рост зарплат поддерживает розничные продажи и потребительское доверие несмотря на растущей цены на бензин». С декабря 1982 года среднее годовое значение индекса потребительского комфорта составляло -15,2 пункта». 
Вроде бы невинное сообщение, однако для США оно играет крайне важную роль. Собственно говоря, для этой страны, как для никакой другой в Западном мире, потребительская уверенность практически равносильна росту ВВП. Почему это так? Из-за чего этот показатель играет такую важную роль? Насколько к нему нужно присматриваться? 
Для начала нужно отметить тактический аспект – в США идет предвыборная кампания. А потребительская уверенность всегда очень коррелировала с оптимизимом – иными словами, если она растет, то и потенциальный избиратель доволен действующей властью и готов ее вновь поддержать. По этой причине Обама и его администрация готовы любой ценой потребительскую уверенность (читай – оптимизм) повышать, а противоположная сторона должна его снижать. Что уж они реально делают, вопрос отдельный, но сам факт нужно учитывать.
Эта позиция хорошо проявилась в диалоге Путина и Кругмана на какой-то конференции в Москве в начале года. Путин там начал объяснять, что кризис связан с падением спроса, а Кругман ему возражал, что китайцы и африканцы хотят потреблять. Было очень смешно – поскольку Китай последние годы из штанов выпрыгивает, чтобы заставить своих граждан увеличить потребление, они хотят – но не могут! И с учетом этого примера Кругман, который хоть и выставляет себя кейнсианцем, на самом деле является самым что ни на есть махровым монетаристом, выглядит несколько смешно. 
Действительно, желания китайца или африканца на платежеспособный спрос влияют мало. Но вот для США философские воззрения Фридмана вовсе не выглядят такими уж глупыми. Дело в том, что в США спрос определяется не только реальными доходами домохозяйств, но и еще теми кредитами, которые они получают ... И если домохозяйства готовы увеличивать свою долговую нагрузку, а банки готовы кредиты давать – то спрос может вырасти даже на падающих доходах – за счет роста долговой нагрузки.
 http://worldcrisis.ru/crisis/957948

Короче говоря, Америка - страна чудес не менее, чем Россия родина слонов. И в преддверии выборов команда Обамы нашла таки способ, чисто медийный, я думаю, но немного подкрепленный расходами из бюджета в пользу беднейших слоев, который увеличил оптимизм и американцы снова готовы бежать в банки за кредитами.

На их месте я не стал бы этого делать категорически, но жизнь - коротка и так много всего хочется потребить, и новую машину и новый дом, да и по мелочи - вкусно покушать и красиво одеться - то же очень хочется.

Итак, судя по всему Большую красную кнопку американским властям удалось таки - нажать и ситуация в американской экономике неминуемо начнет улучшаться, но - ненадолго. Это - не выход из кризиса, это - временное улучшение !

Имхо

Отправить комментарий