пятница, 20 января 2012 г.

Перечитывая И.В. Сталина

Да-да, во-первых у Иосифа Виссарионовича есть теоретические работы, правда их очень мало, и во-вторых, даже не являясь его поклонником, все же считаю, что он не был идиотом. И как показывают его работы, был человеком практическим, можно сказать - прагматиком, рассматривающим ситуацию с точки зрения здравого смысла, а не теорий, и убежденным в том, что он познал если не саму истину, то методику ее познания - марксизм-лененизм и был таки довольно "подкованным" марксистом, но не упертым мракобесом.

С чего бы это вдруг меня понесло читать Сталина ? Да все очень просто. На закате жизни Иосиф Виссарионович, явно чувствуя, что по сравнению с Владимиром Ильичем он явно проигрывает в количестве теоретических работ, которые останутся потомкам, решил родить "труды" и исследовать с точки зрения марксизма вопросы языкознания. Ни больше - ни меньше. Его работа называется :

МАРКСИЗМ И ВОПРОСЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ. Относительно марксизма в языкознании

вышла в 1950 году в рамках инициированной им самим дискуссии на страницах партийных газет.


Не буду разбирать всю работу целиком, поскольку это уже дело прошлое и взгляд на языкознание с точки зрения марксизма-ленинизма уже мало кому интересен. Отмечу только некоторые нюансы. В частности событие, которое впоследствии иначе как Великая октябрьская революция не называли, сам Иосиф Виссарионович ( в 1950 году, напомню) именует Октябрьским переворотом.


цитирую :


Но, несмотря на это, русский язык остался в основном таким же, каким он был до Октябрьского переворота.
http://www.philology.ru/linguistics1/stalin-50.htm

интересна так же некоторая параллель, которую И.В. проводит между языком и средствами производства, но этот момент глубоко не анализируется и это уже из области чистой философии.

приведу небольшой отрывок из  продолжения дискуссии

«люди, имеющие орудия производства, могут производить материальные блага, но те же люди, имея язык, но, не имея орудий производства, не могут производить материальных благ. Не трудно понять, что если бы язык мог производить материальные блага, болтуны были бы самыми богатыми людьми в мире»

Согласитесь, есть над чем призадуматься !

 Ну и я был бы не я, если не обратил бы внимание на следующее :

Н. Я. Марр высокомерно третирует всякую попытку изучения групп (семей) языков как проявление теории "праязыка". А между тем нельзя отрицать, что языковое родство, например, таких наций, как славянские, не подлежит сомнению, что изучение языкового родства этих наций могло бы принести языкознанию большую пользу в деле изучения законов развития языка. Понятно, что теория "праязыка" не имеет к этому делу никакого отношения. 

Вот именно это положение, как признание славян нацией, мы и отметим.

А теперь - к чему все это ? ВВП, похоже, так же не дают покоя лавры великих философов и он решил нас побаловать очередным откровением, опубликовать статью, касающуюся национального вопроса в России. Не знаю, что он там напишет, но попытаюсь проанализировать его труд именно методами Иосифа Виссарионовича, методами марксизма-ленинизма, вот и готовлюсь :))
Отправить комментарий